• Главная
  • Новости

Рождественское послание епископа Ахтубинского и Енотаевского Матфея

Рождественское послание епископа Ахтубинского и Енотаевского Матфея
пастырям, монашествующим и всем православным христианам Ахтубинской епархии

Возлюбленные о Господе пастыри Христовы, досточтимые иноки и инокини, прихожане святых храмов, наши воины, все боголюбивые чада Ахтубинской епархии!

Сердечно поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова! Величайший христианский праздник, отмечаемый нами – в одно и то же время, одним чином Богослужения, одним молитвенным устремлением – необычайно сближает всех нас, всю Православную Церковь.

От ветхозаветных времен дошли до нас исполненные веры и надежды слова пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Именно этим торжественным песнопением начинается повечерие праздника Рождества Христова, сообщая радость о пришествии в мир Спасителя. Своим промыслительным попечением Творец мира был всегда присущ нам и всему Своему творению, но в Рождестве Христовом осуществилось чрезвычайное Его присутствие в мире. С той великой минуты, когда Живущий в свете неприступном единородный Сын Божий благоволил пожить среди нас временно, в видимом образе человека, Он принял через Пресвятую Деву Марию естество наше, в котором для спасения людей пострадал, умер, и воскрес, и, наконец, с той же, воспринятой от нас, но уже прославленной и обоженной плотью вознесся ко Отцу.

Благодатный союз, в который Он вошел с нами через принятие естества нашего, продолжается во всей своей силе со всем своим спасительным значением до наших дней, по непреложному обетованию Божию: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Но как и в чем можем узнать мы следы продолжения того пребывания Христа между нами, начало которому было положено в Вифлеемском вертепе?

Святитель Феофан Затворник, толкуя послание апостола Павла к Галатам, называет два спасительных действия пришествия на землю Сына Божия: Господь не только предал Себя в жертву за грехи наши, но и наполнил нас такой нравственной силой, которая способна противостоять влечениям греховных страстей. Человек с тех пор уже не раб греха, он получил силу благодатью Святого Духа – Утешителя противостоять греху внутри себя.

Перед крестными страданиями Господь сказал Своим ученикам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14, 15-17). Очевидно, что избавление наше от власти греха совершается не механически, а по желанию нравственного изменения и с усилием доброй воли самого человека. Живым признаком того, что человек хочет победить в себе власть греха силой Святого Духа, является ревность к доброделанию. Святое Евангелие говорит нам о необходимости доброделания, особенно по отношению к нашим ближним, нуждающимся в помощи: больным, нищим, заключенным, и всем испытывающим духовные и материальные затруднения.

Доброделание во имя Христа, несомненно, привлечет благодать Святого Духа, исправляющую в нас всякий изъян. Напротив, как святой Иосиф Обручник с Младенцем Христом и Пресвятой Девой Марией бежали от жестокого и тщеславного Ирода, так и благодать Божия отходит от эгоистичного и немилосердного сердца, способного легко принести в жертву нужды ближнего ради своих интересов. Так же кроткий и смиренный Христос не может сжиться с лукавством и навыком двоедушия. Как от Иуды, Он отходит от человека, который сам себе лжет, пытаясь завуалировать явные свои греховные изъяны, с которыми не хочет расставаться. Посылая Своих учеников на проповедь, Христос велел им бежать из тех мест, где их гонят, так и Сам отходит от души, которая упорствует в неверии.

В каком же сердце поселяется Христос? Как в дом мытаря, Он приходит в сердце открытое для покаяния. Будем помнить слова прп. Афанасия Великого: «Подготавливай себя каждый день для встречи со Христом. Ежедневно испытывай себя, сверяясь с заповедями Христа, и начни перестраивать то, в чем у тебя недостаток».

Тогда Господь придет и воскресит любовь к ближнему и надежду на спасение в сердце верующем, как воскресил дочь Иаира. И как Христос исцелял и учил народ, три дня не отходивший от Него при море Галилейском, так Он будет наставлять сердце жаждущее правды и исцелит греховные язвы. Тогда при всех жизненных трудностях и испытаниях ничто не сможет отнять от нас радость примирения с Богом. Тогда сможем искренне сказать: «С нами Бог»! Праздник Рождества поистине есть праздник мира, свидетельствующий о том, что пришел на землю Примиритель неба и земли. Ангелы небесные славословили Бога, воспевая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»! Это мир совести, мир с Богом, мир с самим собой пред лицом Божиим.

В наше нелегкое время многие люди откликнулись на нужды воинов, находящихся на передовой, на нужды раненных бойцов и мирных жителей, которые пострадали по время спецоперации. И очень важно деятельное проявление той христианской любви, которую принес на землю Родившийся Богомладенец. Молитва ли это или детские письма на фронт или соучастие в нуждах бойцов и пострадавших – это жертва любви, которой так возлюбил нас Господь.

По словам Спасителя, «нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). В следующем году Русская Православная Церковь празднует 300-летие перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Имя Александра Невского является символом не только России, но и всего русского мира, всей русской цивилизации, поскольку он сражался прежде всего за православную веру, а именно вера определяет и русскую культуру, и нравственные качества, присущие русскому народу. Особенно для нас важно заступничество великого князя Александра сейчас, когда идет война за нашу самобытность, за нашу русскую культуру, и победа в этой войне – это залог существования православной цивилизации и культуры. Поэтому в грядущем году уделим внимание сохранению и преумножению памяти о подвиге Александра Невского в нашем обществе, особенно среди детей и молодежи. Пример его жизни как служения Отечеству, своему народу, несомненно, окажет благотворное влияние на мировоззрение подрастающего поколения будущих защитников Родины.

Свет Вифлеемской звезды да просвещает и оберегает всех грядущих дорогой спасения, где бы кто ни находился, но особенно на поле брани и в лечебнице. Мы должны помнить, что Господь близ нас, Он протягивает руку всякому утопающему, подает просимую помощь.

От всей души желаю всем жителям Ахтубинской епархии доброго здравия в наступившем году. Мир, принесенный на землю Христом, да пребудет со всеми вами.

Еще раз всех поздравляю с величайшим праздником Рождества Христова и призываю на всех Божие благословение!

+ МАТФЕЙ

епископ Ахтубинский и Енотаевский

Рождество Христово 2023/2024

город Ахтубинск